г. Москва, Волоколамское шоссе 47с11

Психические нарушения у детей: что делать

психические нарушения у детей

Психические расстройства у детей – это тема, которая заслуживает особого внимания. Речь идет не только о болезнях, но и о различных состояниях, которые существенно влияют на эмоциональное благополучие ребенка, его поведение и способность адаптироваться в социуме.

Под психическими нарушениями подразумеваются различные состояния, характеризующиеся изменениями в мышлении, восприятии, эмоциях и поведении. Такие изменения могут быть связаны с генетическими факторами, травмами при рождении, инфекциями или эмоциональными переживаниями.

Разновидности детских психических нарушений

Среди часто встречающихся психических расстройств у детей выделяют следующие:

  • Аутизм – характеризуется затруднением в социальном взаимодействии и коммуникации.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – проявляется через невнимательность и/или гиперактивность.
  • Тревожные расстройства – выражены чрезмерной тревогой или страхами.
  • Депрессия – может проявляться угнетенным настроением, потерей интереса ко всему.
  • Расстройства поведения – характеризуются агрессивным или вызывающим поведением.
Записаться на прием Позвоните нам

Симптоматика психических нарушений у детей

Симптоматика психических нарушений у детей проявляется в различных формах и с различной интенсивностью. Но существуют общие признаки, на которые стоит обратить внимание.

Один из наиболее распространенных — изменение настроения и эмоционального состояния. Дети с психическими нарушениями испытывают частые перепады настроения, выраженную раздражительность или апатию. Отмечается нарушение сна и аппетита.

Ребенок может проявлять агрессивность, иметь проблемы с концентрацией и вниманием, испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Возможно отстранение от окружающего мира, повышенная тревожность или, наоборот, снижение активности.

Физические симптомы проявляются в виде головной боли, болей в животе или груди, проблемами с пищеварением. Эти физические проявления могут быть следствием психической напряженности и стресса, которые испытывает ребенок.

Очень важно родителям и учителям уметь распознавать эти симптомы и обращать внимание на них. В случае, если ребенок проявляет необычное поведение или характерные симптомы, рекомендуется обратиться к специалистам — педиатру, психологу или психиатру, которые смогут провести комплексное обследование и поставить диагноз.

аутизм

Рис. 1 — Детский аутизм

Почему дети подвержены психическим отклонениям

  1. Генетическая предрасположенность. Наличие близких родственников с определенными психическими заболеваниями повышает вероятность возникновения подобных состояний у детей.
  2. Социально-экономические условия. Уровень дохода семьи, социальный статус и условия жизни напрямую влияют на психическое здоровье ребёнка. Стресс, связанный с финансовой нестабильностью или низким качеством жизни, способствует возникновению тревожности или депрессии.
  3. Образ жизни и воспитание. Режим дня, питание, физическая активность и общее отношение в семье к здоровью оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Чрезмерное использование электронных устройств или недостаток личного общения приводят к социальной изоляции и эмоциональным проблемам.
  4. Травмирующие события. Переживание травмирующего события или хронический стресс могут стать причиной посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) или других форм эмоциональной травмы. Это происходит как из-за однократных событий (аварии, естественная катастрофа), так и продолжительных переживаний (насильственное поведение в семье).
  5. Образовательная система. Школьная обстановка имеет непосредственное воздействие на психологическое состояние учеников. Высокий академический стресс, страх перед экзаменами или буллинг со стороны сверстников – все это провоцирует различные виды адаптивных расстройств.
Нгуен Ван Куа
Наш эксперт в данной сфере:
Нгуен Ван Куа
Врач - рефлексотерапевт
Записаться на приём

Группы риска

  • Дети, у которых один из родителей имеет или имел душевные расстройства.
  • Воспитывающиеся в семьях, где родители постоянно конфликтуют друг с другом.
  • Дети, перенесшие нейроинфекции.
  • Пережившие психологическую травму.
  • Дети, у которых кровные родственники страдают от психических заболеваний. Более тесная степень родства увеличивает риск возникновения болезни.
  • Неблагоприятные условия во время беременности, употребление алкоголя или наркотиков матерью, токсикоз, инфекции или стресс влияют на развитие мозга ребёнка.
  • Дети перенесшие родовые травмы, асфиксию (недостаток кислорода) или имели низкий вес при рождении.
Детская шизофрения

Рис. 2 — Психические расстройства у детей и подростков

Методы лечения

  1. Точная диагностика: это первый шаг в лечении любых отклонений. Чем раньше обнаруживается проблема, тем эффективнее будет помощь. Родителям следует обращать внимание на такие признаки, как задержка развития речи, социальной адаптации или необычное поведение ребенка.
  2. Психотерапия: часто применяется после постановки диагноза. Это индивидуальная работа с психологом или групповые занятия, направленные на коррекцию поведения и эмоционального состояния ребенка.
  3. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) направлена на изменение негативных мыслительных паттернов и поведения. КПТ помогает детям осознавать своё мышление и эмоции, учит контролировать поведение и разрабатывает навыки социального взаимодействия.
  4. Игра или игровая терапия — естественный способ выражения для детей. Через игру можно установить контакт с ребенком и помочь ему выразить свои переживания или разобраться с волнующими его проблемами.
  5. Медикаменты: Они назначаются в некоторых случаях для коррекции определённых состояний (например, при сильных тревожных расстройствах или более серьезных заболеваниях). Важно строго следовать предписаниям врача и не принимать самостоятельные решения о приеме лекарств.
  6. Семейная терапия: Лечение будет более успешным при активном участии семьи. Семейная терапия направлена на то, чтобы помочь всем членам лучше понять друг друга и создать благоприятную атмосферу для выздоровления ребенка.
  7. Школьные программы должны быть адаптированы под нужды каждого конкретного ребенка с отклонением в развитии. Использование индивидуализированных образовательных программ значительно улучшает процесс обучения и социализации таких детей.
  8. Альтернативные подходы: используются наряду с классической медициной. Это арт-терапия, музыкальная терапия или же занятия физической активностью.
СДВГ у детей

Рис. 3 — СДВГ у ребенка

Рекомендации родителям

Воспитание детей — это не только радость и счастье, но и большая ответственность. Важно не только обеспечить физические потребности малыша, но и помочь ему в его психологическом развитии и образовании. Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям в этой нелегкой задаче.

  • Внимательное наблюдение. Следите за поведением ребенка. Любые отклонения в развитии, будь то задержка речи или трудности социальной адаптации, требуют вашего внимания. Если заметили что-то беспокоящее, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью.
  • Поддержка интересов. Поддерживайте любознательность вашего малыша. Если он проявляет интерес к определенным предметам или деятельности, поощряйте его стремление узнавать новое через игры, книги или эксперименты.
  • Развивающие игры. Используйте развивающие игры для стимуляции умственного развития ребенка. Игры на память, логику или моторные навыки способствуют всестороннему развитию.
  • Эмоциональная поддержка. Будьте чутким слушателем и твердой опорой для своего чада. Детям нужно знать, что они могут делиться своими переживаниями с родителями без страха быть осужденными или непонятыми.
  • Образовательная среда. Создайте домашнюю образовательную среду. Организуйте рабочее пространство для выполнения домашних заданий и творчества, подберите качественные учебные материалы, следите за школьной программой и успеваемостью вашего ребенка.
  • Сотрудничество со школой. Поддерживайте постоянный контакт с учителями и другим персоналом школы, чтобы быть в курсе успехов ребенка и возможных проблем в учёбе.

В заключение хочется напомнить, что каждый ребёнок уникален, а значит подход к лечению должен быть индивидуальным для каждого случая, с учетом способностей, интересов и потребностей каждого пациента.

Наши врачи

Олесов Максим Александрович

Олесов Максим Александрович

Социальный психолог
Психолог
Стаж: 14 лет
Роман Кокшаров

Роман Кокшаров

Социальный психолог
Психолог
Стаж: 6 лет
Анастасия Сейда

Анастасия Сейда

Психолог
Психолог
Стаж: 7 лет
Гуревич Геннадий Львович

Гуревич Геннадий Львович

Психиатр, врач высшей категории, дмн
Психиатр
Стаж: 8 лет
Куреков Игорь Владимирович

Куреков Игорь Владимирович

Врач - психиатр, психиатр - нарколог
Нарколог Психиатр
Стаж: 19 лет
Нгуен Ван Куа

Нгуен Ван Куа

Врач - рефлексотерапевт
Рефлексотерапевт
Стаж: 18 лет
Селищева Наталья Владимировна

Селищева Наталья Владимировна

Клинический психолог, психотерапевт
Психолог Психотерапевт
Стаж: 4 года
Лазутина Елена Юрьевна

Лазутина Елена Юрьевна

Психолог, нейрокоуч
Нейрокоуч Психолог
Стаж: 16 лет
Мельникова Марина Васильевна

Мельникова Марина Васильевна

"НЛП - Практик в науке и искусстве", гипнотерапевт, семейный психолог
Гипнотерапевт Семейный психолог
Стаж: 17 лет
Ольницкая Ольга Игоревна

Ольницкая Ольга Игоревна

Клинический психолог, психотерапевт
Психолог Психотерапевт
Стаж: 14 лет
Нгуен Ван Куа
Данная статья проверена экспертом:
Врач - рефлексотерапевт